112

КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКУ И ПОМОЧЬ РАЗВИТЬ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 
 

Адекватная самооценка ребенка помогает ему достигать успехов в учебе, спорте, хобби, общении со сверстниками. Чтобы помочь своему чаду в этом нелегком деле, стоит разобраться, к чему приводит низкая самооценка, и что могут сделать родители, чтобы повысить его уверенность в себе. Важно разобраться, как правильно наказывать ребенка, в чем его можно и нельзя ограничивать.

  1. К чему приводит низкая самоценка
  2. Как проявляется низкая самооценка у детей
  3. Как родителям помочь ребенку повысить самооценку
  4. Игры и упражения для повышения детской самооценки

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА?

Дети с низкой самооценкой имеют ролевую позицию жертвы. Они постоянно ищут чьей-то поддержки – со стороны родителей или значимых взрослых. Люди-жертвы перекладывают ответственность на других, постоянно живут в страхе, что они сделают что-то не так.

Такая позиция часто переходит вместе с человеком во взрослую жизнь. Однако с возврастом тех, кто поддержит в трудную минуту становится все меньше.

Низкая самооценка делает ребенка неуверенным в себе. Даже если у него есть все ресурсы для достижения каких-либо целей, он не будет к ним стремиться.

Если никак не влиять на самооценку ребенка, возможны такие последствия:

  • низкая успеваемость в школе;
  • отсутствие друзей и социальных связей;
  • замкнутость;
  • несамостоятельность.

Всех этих последствий можно избежать, если вовремя заняться повышением самооценки малыша.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ?

Чтобы выяснить, снижена ли у ребенка самооценка, стоит обратить внимание на ряд признаков. Их легко заметить во время ежедневного взаимодействия. Если эти признаки повторяются и становятся привычными для ребенка, стоит задуматься о вопросе повышения самооценки:

  • Ребенок избегает выполнения поручений. Это часто говорит о страхе и о том, что возникающие перед ним трудности делают его беззащитным.
  • Ребенок быстро заканчивает игру и даже при незначительных неудачах признает поражение.
  • Малыш начинает лгать или хитрить, если во время игры понимает, что может проиграть.
  • Демонстрирует слишком дурашливое поведение.
  • У ребенка снизилась успеваемость.
  • Он преуменьшает важность некоторых событий (мне вообще не нравится эта игра).
  • Ребенок мало общается с друзьями, избегает социальных контактов.
  • У неуверенных детей часто меняется настроение. Они нередко оценивают себя слишком критично – «Я никогда ничего не делают как надо», «Я недостаточно умный». При этом ребенок одинаково плохо может воспринимать как критику, так и похвалу в свою сторону.

КАК РОДИТЕЛЯМ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ?

Помогать ребенку становиться более уверенным в себе необходимо ежедневно. Любые действия взрослых влияют на будущее малыша. Существует ряд простых советов, как поднять самооценку ребенка.

Начать стоит с себя

Дети копируют поведение взрослых. Если вы часто сомневаетесь в своих решениях или держитесь неуверенно при общении с другими людьми, ваш ребенок перенесет эту модель поведения на себя. Чтобы демонстрировать уверенность, показывайте ребенку, что вы знаете, как решать те или иные вопросы:

  • Доводите начатые дела до конца. Так вы покажете своим детям, что не сдаетесь в сложных ситуациях.
  • Будьте открыты с людьми, чаще общайтесь с друзьями.
  • Поработайте над своей осанкой – старайтесь держать спину прямо, а плечи – расправленными.
  • При общении с другими людьми разговаривайте четко и достаточно громко, чтобы вас услышали.
  • Показывая, что вы уверены в своих действиях, вы можете помочь ребенку обрести уверенность и сформировать адекватную самооценку.

Похвала, благодарность и безусловная любовь

Большое значение в формировании самооценки имеет заинтересованность значимых взрослых в делах детей. Поддержка и поощрение положительно стимулируют деятельность ребенка. Похвала закрепляет хорошую привычку и предотвращает появление плохой.

Поскольку похвала имеет для ребенка большое значение, ее следует использовать очень умело. Важно хвалить за определенные вещи:

  • За то, что достигнуто своим трудом. В эту категорию не входит красота, здоровье и любые природные способности. Важно хвалить именно за достигнутые результаты.
  • Хвалить важно за любые заслуги – победу в соревнованиях, хорошую оценку, грамотное сочинение или красивый рисунок. Не стоит выделять результаты определенного характера – допустим только спортивные или учебные. Пусть ребенок выбирает самостоятельно.
  • Поощрять любое стремление к самовыражению. Нельзя говорить фразы вроде «тебе не стать великим поэтом, ученым, художником».

Важно показывать любовь к ребенку, чтобы он не чувствовал себя отвергнутым. Некоторые родители не знают, как повысить самооценку девочке, думая, что ее воспитание должно кардинально отличаться от воспитания мальчика. Однако большинство советов универсальны, поэтому их можно использовать для всех детей.

Правильно наказывать

Чтобы самооценка ребенка была адекватной, следует придерживаться нескольких правил наказания:

  1. Никакой профилактики. Наказывать можно только за совершенные проступки. Если сомневаетесь, наказывать или нет – не наказывайте.
  2. Никаких прилюдных наказаний. Особенно чувствительно воспринимают такие ситуации дети 10 лет и старше.
  3. В наказание нельзя отнимать личные вещи ребенка, игрушки и т. п.
  4. После наказания не стоит вспоминать о старых проступках. Если наказан, значит прощен.
  5. Наказывать следует без унижения. Если ребенок посчитает, что наказание несправедливо, такой урок ему на пользу не пойдет.
  6. Нельзя наказывать ребенка, если он болеет или находится в подавленном психологическом состоянии.

Избегать сравнений с другими детьми

Сравнение ребенка со сверстниками обесценивает его. Такими отождествлениями взрослые заставляют детей чувствовать себя хуже других. Это вряд ли можно назвать мотивацией. Ощущая себя не таким умным или успешным в учебе, как его друзья/знакомые, ребенок может вообще потерять интерес к достижениям. Либо эта ситуация обернется в противоположную сторону – главной целью станет соревнование, вне зависимости от собственных интересов малыша.

Сравнивать своих детей можно с ними же, только в прошлом. Когда ребенок видит собственные достижения, у него появляется мотивация к достижению чего-то нового.

Дать свободу выбора

Позвольте малышу самому решать, в какой кружок он хочет записаться. Советуйтесь с ним даже в мелочах – к примеру, спрашивайте, что приготовить на ужин. В таких условиях ребенок будет понимать, что сам несет ответственность за свои решения.

Однако свобода выбора не означает, что ребенку нужно дозволять все.

Не требовать больше, чем ребенок может сделать

Если малыш не будет справляться с поставленными задачами, негативное подкрепление приведет к тому, что ему не захочется больше достигать каких-то результатов. Задачи должны быть выполнимы.

Нужно соизмерять возраст ребенка и его возможности. К примеру, оставлять младенца на девочку 5 лет точно не стоит.

Не обвинять ребенка в своих неудачах

Если вам кажется, что из-за ребенка вы куда-то опоздали, или не смогли что-то сделать вовремя – примите, что это только ваша вина. Дети склонны винить себя даже в таких вещах, как родительские ссоры. Поэтому важно пресекать любые попытки сделать малыша ответственным за какие-либо ситуации, которые допускают сами взрослые.

Чтобы поднять уверенность ребенка, стоит избегать любых обвиняющих высказываний, особенно обобщенных.

Учить замечать хорошее в других и в себе

Оптимизм – черта личности, закладываемая родителями с самого детства. Чтобы ребенок умел замечать хорошее в себе и в других, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Не жалуйтесь. Дети с раннего возраста копируют поведение родителей, поэтому важно не жаловаться на мелочи при детях.
  2. Акцент на позитивных моментах. Неудачную ситуацию можно повернуть в свою сторону практически всегда или найти в ней положительные моменты. Перемещайте акцент с негатива на хорошие стороны жизни.
  3. Будьте реалистом. Не стоит строить представления ребенка о собственных достижениях на обмане или утрировании. Дети с раннего детства верят родителю, и если обещанное не получилось реализовать, ребенок будет винить себя, что понизит его самооценку.

Если малыш научится замечать хорошие поступки окружающих, ему будет проще оценивать свое поведение.

Поощрять пробовать новое, развивать новые навыки

Частой ошибкой родителей является запрет ребенку на все, чего он не попросит. В таких ситуациях малыш вероятнее всего пойдет наперекор и начнет нарушать установленные запреты. Также такое поведение чревато снижением интереса у ребенка к изучению новых навыков. Чтобы у него не пропала мотивация пробовать неизведанное, разрешайте ему все, что не наносит вред ему самому и окружающим.

Важно, чтобы ребенок не дрался, не причинял вред другим и не игнорировал ваши наставления. При правильном поощрении и корректировке поведения у ребенка будет формироваться интерес к изучению нового. Особенно сильно он проявляется у детей 8 лет, когда малыш начинает осваивать навыки получения знаний.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДЕТСКОЙ САМООЦЕНКИ

Скромные дети испытывают ряд затруднений при общении со сверстниками и учителями. Чтобы повысить самооценку, были придуманы специальные игры и упражнения для повышения самооценки. В их основу положена возможность ребенка самому решать возникающие перед ним проблемы.

Игры важны сами по себе, но если малыш еще слышит как его поощряют или если он выносит из процесса какую-то пользу, его самооценка значительно увеличивается.

Популярные игры для повышения самооценки детей 7 лет и старше:

  • Придумать себе имя. Ребенку нужно придумать себе имя или роль. К примеру, он может стать Лунтиком или супергероем. При этом малышу нужно объяснить, почему он выбрал себе это имя.
  • Похвалилки. Дети садятся в круг. Им раздают карточки, на которых написано какое-то социально-одобряемое действие. К примеру, «Я сегодня помог другу справиться с заданием». Каждый ребенок по кругу описывает подробно ситуацию, указанную в его карточке. Затем ведущий обобщает высказанное и подводит итог. Основная мысль заключается в том, что каждый обладает каким-то талантом, однако чтобы его заметили, нужно быть добрым к окружающим.
  • Семья. Нужно разыграть обычную бытовую ситуацию из жизни семьи. При этом ребенок играет роль одного из взрослых. Если ребенок помнит ситуации, в которых он чувствовал себя некомфортно, он может все изменить в этой игре.
  • Одно из упражнений для повышения самооценки называется «Уверенность». Ребенку предлагается нарисовать себя сильным и уверенным в трудной ситуации. Затем с ним нужно поговорить и спросить – как он себя чувствует в образе героя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно, повышать самооценку детей может каждый родитель. При этом важно помнить основные правила наказания и поощрения. Не следует выбирать те способы, которые могут унизить ребенка. Важно быть примером для него, проявляя уверенность в словах и поступках.

Назад
22 мар 2020 18:53
1813 (+12)
Добавить в избранное
 
error:

Набираю копирайтеров